Село Суворово (Нижегородская область)

Храм Успения Пресвятой Богородице

Мощи святых Храм Чудотворные иконы

Село Суворово (старые названия – Страховая Пуза; Пуза; Страхово) основано в XVI веке и находится в 15 километрах от районного центра на трассе Дивеево – Арзамас . В окрестностях села берёт начало река Пузенка. В полутора километрах от храма несёт верующим Благодать Божию святой источник во имя святителя Спиридона Тримифунтского.

Первое упоминание о церкви Успения Божией Матери относится к 1654 году. Согласно окладным книгам храм находился в вотчине боярина Пушкина Григория Гавриловича. Это одна из самых старинных церквей в местной округе. 21 сентября 1676 года был дан антиминс к освящению храма.

В 1744 году здесь строится деревянный храм с приделом Архистратига Михаила. В 1847 году прихожане возвели каменные церковь, колокольню и ограду. Главный престол храма освящается во имя Успения Божией Матери. В 1850 году пристроили левый престол – во имя Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных, а в 1888 году – правый – во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. В это время приход церкви состоял из села Пузы и деревни Дурновки. С 1877 года настоятелем храма был протоиерей Радугин Василий Андреевич.

21 июня 1940 года Исполком областного совета постановил ликвидировать церковь в селе Пуза. В начале 1990-х годов церковь была возвращена православной общине. Первое богослужение в ней состоялось на праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Наиболее известными святынями Успенского храма являются святые мощи преподобных Пузовских мучениц Евдокии, Дарьи. Дарьи и Марии, расстрелянных безбожниками в августе 1919 года.

Архиерейский собор Русской Православной Церкви, проходивший 13 – 15 августа 2000 года, причислил блаженную Евдокию и её келейниц Дарию, Дарию, Марию к сонму святых новомучеников Российских. День памяти их установлен 5/18 августа. 5 июня 2001 года были обретены святые мощи Пузовских мучениц. С тех пор они покоятся в раках в храме Успения Божией Матери. По молитвам подвижниц-страстотерпиц и поныне происходит множество исцелений, о чём свидетельствуют записи в храмовой тетради.

Жизнь блаженной Евдокии и ее послушниц очень удивительна и особенна, можно даже сказать, что соответствовала она идеалам святых отцов, живших в древности. Еще при жизни наградил Господь Дуню особым даром прозорливости и способностью исцелять больных. Вместе с Дуней на краю села жили и три её прислушницы, которые ухаживали за ней и молились вместе с ней.

До сих пор многие недоумевают, чем могли четыре безобидных женщины помешать революционерам. Но, так или иначе Евдокия, Дария, Дария и Мария после тяжелых пыток были расстреляны и похоронены в одной могиле, из которой их мощи уже и были перенесены в церковь.

Координаты мести

Видео c YouTube

Суворовские мученицы блаженная Евдокия (Авдотья или Дуня) и три ее келейницы — Дарья Тимагина, Дарья Улыбина и Мария — до конца пронесли свой крест. За свои аскетические подвиги Евдокия сподобилась получить от Господа различные дары Святого Духа и помогала людям в их бедах и болезнях. И ныне, после кончины, святые мученицы не оставляют верующих молитвенной помощью.

Блаженная Евдокия родилась 11 февраля 1856 года в селе Пуза — ныне село Суворово Дивеевского района, в крестьянской семье Александра и Александры Шейковых. Мать ее скончалась, когда маленькой Дуне было всего два года. Вскоре скончался и отец. Оставшись сиротой, Дуня жила у родственников в семье крестьян Немковых (или Немцовых). Уже с детства она была «не от мира сего»: тихая, слабая здоровьем, она не любила шумных игр и веселья. В детстве у нее была только одна подружка — Мария, да и та вскоре умерла. После этого Дуня стала часто ходить в местный Успенский храм молиться. Но из-за слабости долго стоять на службах она не могла, а потому в церкви опускалась на колени и молилась так всю службу. Ходила она с палочкой и все вокруг себя этой палочкой крестила. Носила Дуня только темную одежду, а платок повязывала так, что лицо было едва видно.

Несмотря на свою физическую немощь, Дуня старалась помогать родным в крестьянском хозяйстве, но вскоре слегла. Господь еще в отроческие годы сподобил ее за целомудренное благочестивое житие дара прозорливости. Сначала родные не обращали на слова Дуни внимания, но потом заметили, что все сбывается именно так, как сказала девочка. Когда стало ясно, что ходить Дуня больше не сможет, родные сделали в избе ее родителей лежанку из досок, постелили на нее портянки, а под голову положили ее зимний зипун. На этом она и лежала. За расслабленной стали ухаживать две молодые крестьянки. Был у Дуни и духовный наставник — прозорливый старец из Сарова иеромонах Анатолий (в схиме Василий). Пораженная недугом, Дуня стала вести строгую подвижническую жизнь.

Отзывы отсутствуют.

Вопросы Священнику

Для чего нужно совершать паломнические путешествия, посещать Святые места?

Паломнические путешествия

Как относиться к продуктам со штрих-кодом. Можно ли их употреблять в пищу?

Как относиться к продуктам

Что такое требы: обедни, молебны, сорокоусты, неусыпаемая Псалтирь. Чем они отличаются друг от друга?

Требы: обедни, молебны, сорокоусты, неусыпаемая Псалтирь