С чем связано почитание святых мощей?
Протоиерей Димитрий Лескин
Мы помним, что уже в Священном Писании сказано: «Почитайте наставников ваших». Наши наставники – это не просто священники, епископы, монахи, которые ныне живут, а это, прежде всего, Святые, которые действительно наставляют нас своим описанием, своим житием из глубины столетий.
Святые имеют живую связь с Богом и живую связь с нами. С нами, потому что они были людьми, которые преодолели немощи своей плоти, падение своей души, возвысились до подлинной святой жизни. А с Богом они близки потому, что ныне находятся в Его обителях. И поэтому мы помним о том, что хотя душами своими они предстоят Престолу Божьему, но как некие семена, некие залоги своего грядущего Воскресения они оставили здесь на земле свои мощи – их тела. Некоторым мощам - не всем, подчеркну, Господь дает свойства быть нетленными. Хотя это вовсе не обязательно для человека святой жизни. Во многих православных традициях, например, на Афоне, наоборот, считается, что бренные останки человека должны истлеть очень быстро, и только тогда череп монаха и его кости забираются из могилы и выкладываются в специальные костницы. Т.е. везде традиции разные, поэтому нельзя думать, что останки святого – мощи - должны быть обязательно нетленными, тем более во всей полноте передавать нюансы физического существования того или иного Святого. Хотя в русской традиции существуют несколько подлинных нетленных мощей. Самый известный пример – это мощи прп. Александра Свирского (ученика прп. Сергия Радонежского), сейчас они выставлены для поклонения верующих в его монастыре с одноименным названием на р. Свирь (на севере России, между Онежским и Ладожским озерами). Вот эти мощи, несмотря на то, что Святой жил больше, чем 500 лет тому назад, почти нетленные.
Поклоняемся мы не мощам, а Силе Божией. И это наша память о том Святом, которого мы празднуем. Т.е. мы не обоготворяем мощи, мы радуемся, что Бог прославил еще и таким способом своего угодника. И молясь перед ракой с мощами Святого, мы вспоминаем о самом Святом и учимся у него жизни. Еще раз подчеркну, что магическое отношение к мощам, как к некой самостоятельной субстанции, которая сама по себе дает нам какую-то целительную силу и проч., является греховной и неправомерной с христианской точки зрения.
Можно ли наливать святую воду в бутылки с этикетками? Слышала, что бутылка должна быть без этикетки.
Для чего нужно совершать паломнические путешествия, посещать Святые места?
Как относиться к продуктам со штрих-кодом. Можно ли их употреблять в пищу?