Троице-Сергиева пустынь (г. Санкт-Петербург)

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская Пустынь

История

В 1732 году императрица Анна Иоанновна передала земли в 19 верстах от Петербурга на берегу Финского залива своему духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (Василию Высоцкому). Ранее на этих землях была мыза («Приморская дача») старшей сестры Анны Иоанновны, дочери царицы Прасковьи Фёдоровны — Екатерины Иоанновны, впоследствии герцогини Мекленбург-Шверинской. После вступления её в 1716 году в брак, дача отошла в заведование придворному ведомству, в ней никто не жил и она разрушалась. В 1734 году Варлааму была передана деревянная церковь Успения Богородицы, находившаяся при загородном доме царицы Прасковьи Фёдоровны, на Фонтанке, около Лештукова переулка. Варлаам перенёс её из Петербурга в обитель на подаренный участок земли и 12 мая 1735 года она была переосвящена в имя преподобного Сергия Радонежского, что положило начало монашеской обители. Были построены деревянные стены и кельи, а также каменный флигель для настоятеля. Анна Иоанновна впервые посетила обитель 5 июля того же года.

Первоначально особого штата в монастыре не было; к 30 января 1738 года здесь было уже «тринадцать человек братии». Церковь были приписана к Сергиевой лавре и для управления пустынью присылались «строители», которых до 1764 года было тринадцать: первым был иеродиакон Алексий Логинов, последним — иеромонах Варсонофий Корельский. В 1764 году обитель стала второклассным монастырём и стала управляться архимандритами, первым стал Варлаам (Синьковский) — «из ректоров Троицко-Лаврской семинарии».

По проекту П. А. Трезини кельи в 1756—1760 годах были выстроены из кирпича, а к 1764 году на углах стен появились башни. В том же году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом.

В день дворцового переворота 28 июня (9 июля) 1762 года, Екатерина II ожидала в Троице-Сергиевой пустыни, в покоях архимандрита Лаврентия (Хоцятовского), письменного отречения Петра III. В память об этом событии Лаврентий заказал гравюру с изображением монастыря и памятной надписью, включающей стихи и отрывок из Апостола (Римлянам, 16, 1-2).

Около 1773 года в пустынь поступил послушником в возрасте 16 лет будущий преподобный Герман Аляскинский и пробыл здесь пять лет, после чего ушёл на Валаам.

Расцвет пустыни относится к 1834 году, когда её наместником был назначен архимандрит Игнатий (Брянчанинов). Уже через год он объединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привёл в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нём руководил известный духовный композитор протоиерей П. И. Турчанинов, который в 1836—1841 годах был священником в соседней Стрельне.

Дело архимандрита Игнатия продолжал в 1857—1897 годах архимандрит Игнатий (Малышев). Большой известностью пользовался в то время в столице духовник братии иеромонах Герасим, выпускник столичного университета, скончавшийся в 1897 году.

Ф. А. Верховцевым выполнена риза для иконы Сергея Радонежского с частицами мощей преподобного и великомученицы Варвары для собора Пресвятой Троицы.

С 1915 до конца 1918 года настоятелем был архимандрит Сергий (Дружинин) (впоследствии епископ); с начала 1919 года до своей кончины в январе 1930 года — игумен Иоасаф (Меркулов); последний настоятель до закрытия — архимандрит Игнатий (Егоров).

Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

В 1919 году пустынь была закрыта, насельники отправлены в ссылку, монастырское кладбище начало уничтожаться. Часть братии осталась жить среди воспитанников основанной в зданиях монастыря детской трудовой колонии — коммуны «Труд»; в школе при колонии в 1925 г. обучалось 265 детей.

В 1930-е годы в монастырских зданиях разместили Объединённые курсы (школу) усовершенствования командного состава военизированной охраны промышленных предприятий и государственных сооружений ВСНХ СССР им. Куйбышева[3]. После передачи военизированной охраны в ведение ОГПУ, на базе курсов в 1932 году была организована Школа военизированной пожарной охраны № 1 (Школа НКВД им. Куйбышева), готовившая воентехников для охраны объектов стратегического назначения[4]. Свято-Троице-Сергиева пустынь серьёзно пострадала в 1930-х годах, а также была затронута разрушениями в период Великой Отечественной войны.

В 1960-е годы в здания монастыря въехала Ленинградская специальная средняя школа милиции МВД СССР[5]. Наибольшие потери монастырские храмы и кладбище понесли в 1960-е годы.

Пустынь была вновь открыта в 1993 году, когда был принят приказ о её поэтапном возвращении церкви.

Координаты места

Яндекс карта с точками паломнических поездок

Видео c RuTube

Дополнительные ссылки

Расписание поездок

Некоторые святыни пустыни:
  • Чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского в дорогой ризе, сделанной в мастерской Ф. А. Верховцева. Её привёз из Троице-Сергиевой лавры основатель пустыни.
  • Образ Пресвятой Троицы, написанный в 1840 году академиком К. П. Брюлловым.
  • Два креста с частицами мощей преподобного Сергия и великомученицы Варвары.
  • Серебряный ковчежец с частицами святых мощей, полученных в дар от Александрийского патриарха Иерофея.
  • Мраморная колонна с образом Рождества Богородицы, привезённая из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны.
  • Мощи архимандрита Игнатия (Малышева), схимонаха Михаила (Чихачёва) и архимандрита Варлаама (Высоцкого).
  • Иверская икона Божией Матери с частицей пояса Пресвятой Богородицы.
Отзывы отсутствуют.

Вопросы Священнику

Что такое Святая земелька? Как с ней обращаться, правильно хранить и использовать?

Святая земелька

Как хранить иконы дома, если их много, а полочка для икон маленькая?

Как хранить иконы дома

Можно ли наливать святую воду в бутылки с этикетками? Слышала, что бутылка должна быть без этикетки.

Можно ли наливать святую воду в бутылки