Село Сканово (Пензенская область)

Троице-Сканов женский монастырь

Мощи святых Святой источник Чудотворные иконы

"Когда основан монастырь определить трудно. Бывший пожар в 1676-м году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал задолго до 1676-го года, и в это время уже имел вид благоустроенный. Первоначально эта обитель находилась в ведении Патриархов, в позднее время перешла в ведение Преосвященных Тамбовского, Нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г.Пензы в 1801-ом году губернским, упраздненный г. Наровчат был восстановлен к Пензенской губернии, с ним и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных Преосвященных, в коем и доныне состоит.

Название Сканова монастыря, как значится в "Истории церковной Российской иерархи" произошло от речки Скановой, которой в настоящее время нет поблизости к монастырю. А также существует предание старожилов: название монастыря произошло от фамилии некоих бояр Исканских, которым принадлежала местность пустыни. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. Было принято решение строить все строения в монастыре каменные.

В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского, был заложен посреди обители новый соборный храм двухэтажный, о пяти главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением. На северной стороне, среди ограды, прямо против собора, в колокольне, над святыми вратами была устроена небольшая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она была освящена 23 апреля 1796 года. На южной стороне монастыря находится больничная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Устроена она в 1809 году игуменом монастыря Корнилием и им освящена в 1812-м году.

Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь.

Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг на Страстной недели.

Координаты места

Видео c YouTube

Чу­до­твор­ный об­раз из На­ров­чат­ской Тро­и­це-Ска­но­вой оби­те­ли Пен­зен­ской епар­хии. Оби­тель бы­ла зна­ме­ни­та сво­и­ми двух­ки­ло­мет­ро­вы­ми пе­ще­ра­ми, ко­то­рые пре­вос­хо­ди­ли дли­ной зна­ме­ни­тые пе­ще­ры Ки­е­во-Пе­чер­ской лав­ры. На хра­ня­щей­ся в оби­те­ли иконе бы­ло обо­зна­че­но, что на­пи­са­на она бы­ла в 1765 го­ду мо­на­хом Ев­фи­ми­ем Спа­со-Челн­ско­го мо­на­сты­ря го­ро­да Труб­чев­ска Ор­лов­ской гу­бер­нии (ныне Брян­ская об­ласть). Пред­по­ла­га­ют, что ико­на оби­те­ли бы­ла кем-то по­да­ре­на.

В Скановом монастыре хранятся мощевики и иконы с частицами святых мощей угодников Божиих, которые были переданы в дар обители архиереями и духовенством в разные годы.

Частицы святых мощей в мощевике:

  • Сщмч. Владимира, митрополита Киевского
  • Свт. Митрофана Воронежского
  • Свт. Димитрия Ростовского
  • Свт. Феофана Вышенского
  • Вмч. и целителя Пантелеимона
  • Прп. Дамиана, целебника Печерского
  • Прп. Алипия, иконописца Печерского
  • Прп. Амвросия Оптинского
  • Прп. Нектария Оптинского
  • Прп. Анатолия Оптинского, младшего
  • Прмч. Евстратия Печерского
  • Прмч. Евагрия Грузинского
  • Прп. Пелагии Палестинской
  • Прп. Германа Соловецкого
  • Прп. Макария Калязинского
  • Прп. Иоанна, затворника Святогорского
  • Прп. Шио Мгвимского, Грузинского
  • Прпп. Кирилла и Марии Радонежских
  • Свв. блгвв. князей Василия и Константина Ярославских
  • Св. равноап. Марии Магдалины
  • Часть крови сщмч. Владимира, митрополита Киевского
  • Св. миро от мироточивых глав прпп. Киево-Печерских
  • Частицы мощей неизвестных святых

Власы прп. Серафима Саровского (в иконе)

Частицы св. мощей на иконе Успения Божией Матери:

  • Вмч. Евстафия Плакиды, Римского
  • Свт. Павла, исповедника
  • Вмц. Марины
  • Свт. Корнилия сотника, еп. Кесарии Палестинской
  • Прп. Алипия столпника
  • Прп. Макария Желтоводского
  • Вмц. Параскевы Пятницы

Мощевик с частицами мощей:

  • Прп. Александры Дивеевской
  • Прп. Марфы Дивеевской
  • Прп. Елены Дивеевской 
  • Мощи прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних и Дальних пещерах почивающих

Частица св. мощей (в иконе) и ковчег с мощами

  • Свт. Николая Чудотворца

Частица св. мощей (в иконе)

  • Свт. Иннокентия Пензенского

Частица св. мощей (в иконе)

  • Прп. Евфросинии Полоцкой

Частица св. мощей (в иконе)

  • Прав. Иоанна Оленевского, исповедника

Святыни в мощевике:

  • Камень Св. Горы Голгофы
  • Часть Гроба Господня
  • Частица Мамврийского дуба
  • Камень со св. Горы Афон из Иверской часовни
  • Камень с Синайской горы
  • Часть гроба свт. Тихона, Патриарха Московского
  • Камень молебный прп. Серафима Саровского
  • Камень от гроба прп. Леонида Усть-Недумского
  • Часть гроба прп. Амвросия Оптинского
  • Часть гроба прп. Анатолия Оптинского, младшего

Пензенская земля богата святыми источниками. Особенно их много в Наровчатском районе, недалеко от Сканова монастыря.

На территории Сканова пещерного мужского монастыря, у подножия Плодской горы, расположен источник в честь преподобных Антония и Феодосия, Киево- Печерских чудотворцев, с купальней. Впервые он упоминается в 1877 году: «При подошве горы находится источник и над ним деревянная часовня...». Раньше вход в пещеры находился здесь же, а ещё один родник, по воспоминаниям старожилов, был в глубине самих пещер. Иногда родник упоминается как Живой или Саранский – по горе, у которой расположен.

Отзывы отсутствуют.

Вопросы Священнику

Что такое требы: обедни, молебны, сорокоусты, неусыпаемая Псалтирь. Чем они отличаются друг от друга?

Требы: обедни, молебны, сорокоусты, неусыпаемая Псалтирь

В какую емкость можно наливать святую воду? Как ее хранить и использовать?

В какую емкость можно наливать святую воду

С чем связано почитание святых мощей?

Почитание святых мощей?