Ново-Иерусалимский мужской монастырь (Московская обл., г. Истра)

Моностырь Мощи святых Музей Святой источник Собор Чудотворные иконы

История монастыря

Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.

В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.

С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.

Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.

Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.

С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.

Координаты места

Видео c YouTube

Информация для паломника

"Всякая душа благочестивая, желающая пречудный храм Воскресения Христова, иже в Иерусалиме, видети и тамо в нем сущим святым местам поклонитися, но ради дальнего расстояния оного дойти не могущая, созерцай сюда вшедши и разумей внутрь заключенных вещей душеполезную тайну, иже Спаситель твой тамо между неверными, здесь же среди благочестивых христиан в воспоминание спасителевых страстей, смерти и тридневного Воскресения, в храме Ново-Иерусалимском представляет..."
(надпись XVIII в. на столпе между Красными и Судными вратами Воскресенского собора)

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь всегда был и остаётся неиссякаемым источником благодати, ради стяжания которой и совершается посещение святых мест.

Ежегодно в Ново-Иерусалимский монастырь приезжают тысячи туристов и паломников со всей России и из-за рубежа, чтобы своими глазами увидеть одно из самых замечательных творений Патриарха Никона, ставший более чем за 350 лет своего существования уникальным памятником русской святости, одним из самых прекрасных православных комплексов, поражающий своей необычной архитектурой, грандиозностью и величественностью. Архитектурный ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря входит в золотой фонд русского зодчества. 

Главной святыней обители всегда был Воскресенский собор (храм Воскресения Христова), сооружённый по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме со всеми находящимися в нём святыми местами спасительных Страстей Господних. Воскресенский собор включает в себя все основные святыни первообраза: Святую Голгофу, Камень миропомазания, Живоносный Гроб Господень, место обретения Животворящего Креста Господня. Храмы, изразцовые иконостасы, каменные путеводители, колокола, кресты – всё это является материальным воплощением исторической и духовной памяти Святой Руси, возводит ум и обращает сердце к Святой Земле - духовной родине всех христиан.

Святыни

Разборная модель Храма Гроба Господня.

Иерусалим, 1-я четверть 17 века. Кипарис, слоновая кость, перламутр, резьба, токарная работа. Привезена в Москву в 1649 году Иерусалимским патриархом Паисием. Эта модель использовалась Патриархом Никоном при строительстве Воскресенского собора Нового Иерусалима – копии Иерусалимского Храма Гроба Господня.

Фрагмент омофора Патриарха Никона.

Ткань — Италия, XVI в. Шитье — Кипр, 1597 г. Камка, атлас, золотные, серебряные, шелковые нити, пряденое серебро. Ткачество, шитье. Омофор является частью богослужебного облачения епископа, он служит напоминанием о евангельской притче о заблудшей овце. Древнейшие символические изображения Иисуса Христа представляли собой изображение пастыря, несущего на плечах овечку.

Дарохранительница из придела святой равноапостольной Марии Магдалины.

Выполнена по эскизам архитектора М.Ф. Казакова. Конец XVIII — начало XIX века. Серебро, золочение. Дарохранительница – это священный сосуд, в котором хранятся Тело и Кровь Христовы. В православных храмах дарохранительница хранится в алтаре на престоле и носит название кивот.

Икона «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном.

1657 год. Эта икона была написана в память о перенесении в Москву мощей святителя Филиппа, Патриарх Никон принимал непосредственное участие в перенесении мощей. Сейчас эту икону можно увидеть в экспозиции Историко-архитектурного художественного музея «Новый Иерусалим».

Антиминс XVII века.

Подписан Патриархом Никоном. Антиминс представляет из себя плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа и четырех евангелистов и подписью епископа, освятившего его. Антиминс является основным предметом, без которого совершение Божественной Литургии невозможно, он освящается по особому чину и может быть освящен только архиереем.
Отзывы отсутствуют.

Вопросы Священнику

Можно ли наливать святую воду в бутылки с этикетками? Слышала, что бутылка должна быть без этикетки.

Можно ли наливать святую воду в бутылки

С чем связано почитание святых мощей?

Почитание святых мощей?

В какую емкость можно наливать святую воду? Как ее хранить и использовать?

В какую емкость можно наливать святую воду