Ключевская пустынь

Ключевская мужская пустынь в честь Казанской иконы Божией Матери в п. Тургеневе Ардатовской епархии (республика Мордовия)

Моностырь Святой источник Собор

По преданию, история образования Казанской Ключевской мужской пустыни начинается с явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери у источника возле села Тургенево. Вскоре после явления иконы было решено основать тут пустынь. При обители имеются гостиничные номера для паломников.

История

Из предания, подтверждаемого древней надписью, записанной уставом на деревянной доске и хранящейся в Ключевской церкви, видно, что в роднике или ключе недалеко от села Четвертакова в 1707 году явилась Казанская икона Божией Матери. Населявшая окрестности этого села мордва, пребывавшая в то время в язычестве, видя бывшие от явленной иконы чудотворения, уверовала в истинного Бога и приняла святое крещение.

Вскоре было решено основать тут пустынь. Место было удобным: владельческие села Тургенево и Четвертаково располагались на почтовом тракте Саранск-Алатырь, а уездная столица Ардатов - в пяти верстах. Пустынь создавалась как загородный двор Алатырского Свято-Троицкого монастыря, приписанного, в свою очередь, к Троице-Сергиевой Лавре. Уже в 1708 году на ключе, по указу Троицкого монастыря, была построена первая деревянная Казанская церковь. В том же году 29 августа церковь была освящена приходским священником Иоанном.

В 1767 году обветшавшую церковь заменили на другую, тоже деревянную. Третий храм, каменный, строился с 1806 года уже не на источнике, а выше его, на холме. Алатырский архимандрит Авраамий, заложивший эту церковь, опирался на местную благотворительность, на приходы Тургенева и Четвертакова. Освящение летней части храма состоялось в 1807 по благословению епископа Казанского Павла (Зернова).

Пустынь скоро стала центром паломничества и внесла свою лепту в христианское просвещение народов Поволжья. В первой половине XIX века почитание явленной Казанской иконы Божией Матери распространилось на соседние уезды. В 1848 году, во время эпидемии холеры, алатырцы потребовали от настоятеля Свято-Троицкого монастыря перенести образ в город, и архимандрит Иезекииль подчинился. Икона с крестным ходом отправилась в Алатырь, её обнесли с крестным ходом вокруг всего города, вскоре после чего болезнь начала стихать. В память об этом знаменательном событии ежегодно 9 августа в Алатыре проводился крестный ход, а в Ключевской пустыни служился благодарственный молебен. По специальному расписанию икону в сопровождении монахов и под охраной полиции носили по домам и отправляли в путешествия по уезду.

В течении XIX века постройки пустыни были не раз перестроены. В начале 1840-х четверик храма был дополнен трапезной, увеличившей его площадь почти вдвое. При храме вначале была деревянная звонница с 8-пудовым колоколом, а во второй половине века была построена колокольня. Бывшая деревянная церковь над родником превратилась в часовню и перестраивалась дважды.

В конце века в Казанской пустыни собралась иноческая община, которая была признана монашеским братством приписанным к Алатырскому Свято-Троицкому монастырю. Поток паломников к ключу ширился - до революции бывало, что весь склон монастырского холма был занят лежащими и сидящими больными, которые ждали очереди, чтобы искупаться в целебном источнике.

В 1930-х годах пустынь была закрыта, монахи изгнаны, деревянная часовня и колокольня уничтожены. Храм пустыни был повреждён, но сохранился. Поток богомольцев и искателей излечения в эти места не прекратился и в советские годы. К концу 1980-х годов Казанская церковь пришла в аварийное состояние: во многих местах кладка оказалась разрушенной протечками, внутреннее пространство деформировано, росписи испорчены, глава снесена, кровля наполовину сорвана.

С учреждением Саранской епархии был поставлен вопрос о возрождении Ключевской пустыни. Синодальным решением от 27-28 декабря 1993 года мужская обитель была вновь открыта. Храм был восстановлен и украшен, был возведена колокольня, два деревянных корпуса, каменный келейный корпус с домовой церковью. Были созданы гостиничные номера для паломников, число которых росло на протяжении 1990-2000-х годов. Над источником была поставлена деревянная часовня с купальней.

22 июля 2011 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил новый паломническо-просветительский центр пустыни.

Координаты места

Видео c YouTube

Дополнительные ссылки

Расписание поездок

Современное состояние
Сегодня в пустыни подвизается около 20 человек.
Храм, славящийся своим благолепием, восстановлен и украшен, возведена колокольня, два деревянных корпуса, каменный келейный корпус с домовой церковью.
Имеются гостиничные номера для паломников, число которых постоянно растет.
Над источником поставлена деревянная часовня с купальней.
 
Святыни
Святой источник
 
Престольные праздники
Икона Пресвятой Богородицы "Казанская" - 21 июля, 4 ноября

Отзывы отсутствуют.

Вопросы Священнику

Что такое послушание, трудничество в монастыре? Какова их цель и для чего они нужны?

Послушание

Как правильно погружаться в святой источник?

Как правильно погружаться

Что такое требы: обедни, молебны, сорокоусты, неусыпаемая Псалтирь. Чем они отличаются друг от друга?

Требы: обедни, молебны, сорокоусты, неусыпаемая Псалтирь